Фильм-расследование «Выстрел в спину»

Лучшие советские фильмы, наша киноклассика помогли не одному поколению исторически верно воспринять прошлое страны, увидеть его в определяющих чертах и существенных деталях. К сожалению, экран знает и немало версификаторских опусов, создававших некий стереотип отнюдь не безобидного свойства. Ведь из таких стереотипов рождаются поверхностные, шаблонные, облегченно упрощеннее представления о характере эпохи, о ее людях, о социально-исторической обстановке, в которой боролись и побеждали наши отцы и деды.

Криминальная фабула картины «Выстрел в спину» в который раз использует безотказный механизм фильма-расследования. В Москве, в своей квартире, выстрелом в спину убит — не удивляйтесь, в кино случается и такое! — известный писатель Павел Ветров. До этого из экспозиции фильма мы узнали про взаимоотношения Ветрова с двумя его бывшими друзьями — художником Евгением Шутиным и знаменитым в прошлом спортсменом Олегом Перовым, ныне превратившимся (и слава ушла, и денег мало платят!) в «бизнесмена», связанного с некой промышленной артелью, производящей «левую» продукцию. Но как ни глубоко пал Перов, он — голубая невинность по сравнению с членом Союза художников СССР Евгением Шутиным. Этот представитель нашей художественной элиты собирается продать квартиру, машину, обстановку — якобы для того, чтобы переселиться в деревню. Однако прозорливый Ветров догадывается, что на самом-то деле у Щутина иные намерения. В самом деле, Евгений в последние годы промышлял иконами и картинами, а недавно взял у тетки Ветрова, вдовы известного коллекционера, подлинник Шагала. Уж не задумал ли оц — размышляет Ветров — вывезти во время предстоящей туристской поездки за рубеж это бесценное полотно, выгодно продать его и остаться на Западе? Поняв это, Ветров требует, чтобы Шутин вернул тете Вере картину. В залог же оставляет у себя папку с его выездным делом. «Не могу равнодушно смотреть, как ты превращаешься в уголовника», — сентенциозно, но без особого эмоционального накала заявляет Ветров. Что же отвечает ему на это член Союза художников? «Павел, надеюсь, ты не донесешь на меня?» — спрашивает Шутин... На этом их объяснение и прерывается. А часом позже, в биллиардной клуба Ветров столь же деловито атакует недавнюю спортивную знаменитость Олега Перова: «Завтра же увольняйся из этой воровской конторы, иначе я разнесу ваше гнездо». На что взбешенный Перов кричит: «Беги сегодня, сука. Завтра я тебя убью».

И вот Павел Ветров, крупный советский писатель, известный огромной читательской аудитории, убит. Событие исключительное, как говорится, в анналах ранее не отмечавшееся, Но для Н. Леонова и В. Чеботарева социальный эффект этого убийства, его чрезвычайный характер как бы не существуют. Полагая, видимо, что так оно и бывает между писателями и художниками в нашей стране, они рассматривают убийство только как эффектную завязку для очередного детектива, не более того. Никакого идейного анализа обозначившейся коллизии — такой уродливой и опасной, если взять ее всерьез, — в фильме нет, Это его авторов просто не интересует.

Так же, впрочем, как и их alter ego, инспектора угрозыска Гурова, который ведет расследование, Постепенно сужая круг подозреваемых, он, наконец, приходит к выводу, что под подозрением остаются двое: Перов и Шутин.

И снова, даже тут, авторов фильма нимало не останавливает, так сказать, социальная экстраординарность ситуации, ее содержание, Они озабочены только одним: так умело расставить «вешки» сюжета, так заинтриговать зрителя, втягивая его в игру, конечным пунктом которой является изобличение преступника, чтобы социальная бестактность их домысла не привлекла к себе внимания. vetlimo.ru


>

Вход для партнеров

Логин
Пароль